понедельник, 24 января 2011 г.

Моё открытие Дины Рубиной....

Не люблю читать книги, которые на слуху...Модные что ли... Точнее, не доверяю я моде. Но про Рубину слышала от своей подруги, которой в плане вкуса в литературе доверяю больше, чем себе. Хотела почитать, да с моим ритмом жизни, чтение для себя просто неосуществимое желание. А тут подвернулась работа, в момент выполнения которой есть много свободного времени. Чтобы не интриговать, чуть отступлю от темы. Работа заключалась в том, чтобы по заранее составленному маршруту, перемещаться между торговыми точками и в самих торговых точках проверять выкладку товара определенной марки и всё это дело фотографировать. Данные заносить в отчет, который отправляется заказчику. Сложность была в том, что адрес точки и нахождение точки совпадают далеко не всегда. А точку найти и зафиксировать надо. Передвигалась я на своих двоих и между точками время иногда составляло минут двадцать-тридцать. Любоваться на красоты осени при холодном порывистом ветре надоело в первый же день аудита, и я озадачилась заполнением моего "свободного" времени. И вот тут на карточке в телефоне обнаружила 2 аудио-книги Дины Рубиной. Первая - это рассказы о любви, а вторая "Цыганка". Рассказы впечатлили, но о них после "Цыганки" говорить сложно...Я не критик и совсем не разбираюсь в жанрах и прочих тонкостях, но... книга захватила, пронзила на сквозь, отодвинув на второй план мою реальность. Пересказывать не буду, да и не возможно это. Речь идет о одной большой еврейской семье, разных людях, которые связаны родственными узами, порой весьма отдаленными.
А поразило то, насколько эта нация принимает испытания, выпавшие на их долю...запомнилась фраза "Убили?Конечно убили, а как же иначе? Тогда всех убивали!" И сказано было это не с трагедией и пафосом, а даже с некоторым юмором... Главы идут как отдельные рассказы, которые в конце переплетаются и при первом прослушивании я пыталась уловить связь между ними, а при втором просто окунулась в детали, наслаждаясь и выпивая эту книгу по глоточку... Книга о целой эпохе, о моментах до революции, во время революции, НЭПе, репрессиях, ВОВ, Холокосте, гетто, послевоенном времени, коммуналках...Книга о характерах, о тонкостях отношений, о восприятии мира конкретным человеком с конкретной судьбой...И сквозь это проходит та еврейская нотка хава-ногивы, нотка веселой обреченности и неповторимого еврейского юмора. Есть и элементы мистических совпадений в судьбе главной героини, которые объяснены родственной связью с цыганкой... У меня нет в роду евреев, по гинеологическому древу, которое я составляла одни русские, хотя разрез глаз бабушки вызывает в этом сомнение, а внешность одного из дедушек прямо подтверждает семейную легенду о затесавшейся в наш род цыганки... Но это всего лишь легенда и к я не отношу себя ни к славному роду Моисея ни к цыганам... А вот поди как зацепило... И сама интонация книги, и стиль написания и истории, такие НАСТОЯЩИЕ (вполне допускаю, что выдуманные автором), но они скорее всего были...или подобные истории... И притча про орла и орленка...Еврейская притча, которая мне многое объяснила про этот народ... Я не страда антисемитизмом, но глядя на знакомые еврейские семьи всегда отмечала некоторое отличие от других семей...Своеобразная жертвенность родителей в пользу образования детей..."Лучше умереть образованным, чем неграмотным" - это про них...И ещё русские евреи очень красивые. Ага, резануло сочетании "Русские евреи", но как ещё назвать... Есть евреи "американские", есть "израильские" - муж говорит, что они внешне похожи на арабов (был он в юности 2 неделе на земле обетованной), есть "польские" евреи. Но они все объеденные этой печатью изгнания... Будто готовые в любой момент расстаться с имуществом, свободой, жизнью - потому что им выпало быть евреем...И поэтому каждый момент жизни нужно жить, стараться жить... Возможно, я преувеличиваю и это всего лишь субъективное восприятие мотива книги, наложившегося на мои размышления... Но заставило ещё раз задуматься, оценить, пережить... И слушая этот спокойный голос, рассказывающий о странных перипетиях Берты или дяди Мойши, мои мелкие неурядицы ушли далеко на второй план... Книга будто приоткрыла дверь из настоящего в прошедшее, и я попала в этот водоворот времени, перемалывающий в себе судьбы людей... Долго не могла отойти... работа шла параллельно и я практически не отвлекалась на неё, не отключая книгу даже во время общения с продавцами (благо, оно было кратковременным). И в этой параллельности происходящего было что-то мистическое. Давно, очень давно я не испытывала подобного ощущения... Пожалуй, я с удовольствием вернусь к ней ещё раз... Может сравнение не умело, но книга напоминает хорошее вино, которое раскрывает вкус с каждым новым глотком ... И этой книгой я ещё не напилась...

Комментариев нет:

Отправить комментарий